Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Муниципальное учреждение 

"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

 «Центр помощи детям»

Аутизм

 

 

 

АУТИЗМ

- Что такое аутизм?

- Как определить аутизм?

- Можно ли вылечить аутизм?

- Подходы к коррекции

- Список рекомендуемой литературы

(Материал подготовлен Куракиной М.П., учителем-дефектологом)

Что такое АУТИЗМ?    

Термин «аутизм» образован от латинского слова autos - «сам», «аутизм» - погружение в себя. Это психиатрическое нарушение.

    В настоящие время большинство авторов полагает, что ранний детский аутизм (РДА) является следствием особой патологии в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы - ЦНС. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляется нарушение биохимического обмена. Недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями, патологией беременности и родов, последствиями нейроинфекций, ранним шизофреническим процессом.

    Характерной чертой психологического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность, его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков, один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную моторную ловкость.

Видя такого ребенка, мы можем сказать, что у него очевидные нарушения общения. Но нарушения общения у детей могут возникать по разным причинам:

- умственная отсталость;

- невротические расстройства;

- поражения центральной нервной системы, обусловивших недостаточность речи или слуха;

- тяжелые формы психической депривации (воспитание в условиях, препятствующих развитию человеческих особенностей психики).

Во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются при коррекции основного расстройства.

   Но у детей с аутизмом нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает главное место в формировании его аномального развития.

   Исследования, проведенные в разных странах показали, что частота проявлений детского аутизма составляет 3- 6 случаев на 10 детей, причем он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации. Частота нарушений такого рода, по мнению многих авторов, возрастает до внушительной цифры: 21-26 из 10000 детей.

Как определить аутизм?   

 Дети с ранним детским аутизмом имеют нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения.

Существуют диагностические критерии:

1. Нарушения в социальном взаимодействии

  • отсутствие или выраженная кратковременность зрительного контакта, сопротивление тактильному контакту;
  • неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
  • редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения.

 

2. Нарушения общения

  • отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики;
  • отсутствие спонтанной, воображаемой или социальной игры-имитации;
  • стереотипное или повторяющееся использование языка (повторение слов, предложений);
  • относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор.

 

3.Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности:

  • стереотипные и ограниченные виды интересов;
  • явно выраженное обязательное поддержание специфического распорядка и ритуалов;
  • стереотипные и повторяющиеся механические движения;
  • действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.

 

Можно сформулировать некоторые утверждения, касающиеся того, чем  аутизм не является, и опровергающие некоторые заблуждения и мифы об аутизме:

Аутизм не вызывается «холодным» стилем воспитания.

Аутизм — это нарушение, имеющее биологическую природу.

Аутизм — это нарушение, не ограниченное только детским возрастом.

Аутизм — это нарушение развития, сохраняющееся в течение всей жизни.

Аутизм не всегда отличают какие-то специальные или «выдающиеся» способности.

Аутизм может встречаться у людей с самым различным коэффициентом интеллекта (IQ), однако часто он сопровождается общим снижением интеллекта.

Аутизм — это не просто «скорлупа», внутри которой находится «обычный» ребенок, ждущий возможности выйти наружу.

Можно ли вылечить аутизм?   

 Почти 70 лет изучения аутизма и лечебно-коррекционной работы с аутичными детьми привели к заключению, что аутизм есть патология не только хроническая, но и пожизненная. Вылечить аутизм нельзя!

    Но существуют различные подходы к коррекции аутизма , смягчающий негативные проявления:

1.Медицинские (применение препаратов разного спектра действия):

- ноотропы;

- нейролептики;

- антидепрессанты;

2.Психодого-педагогические:

- поведенческая терапия;

- сенсорная интеграция;

- слуховая интеграция;

- музыкальная терапия;

- изобразительная деятельность;

- игротерапия;

- методы, связанные с взаимодействием с животными (иппотерапия, дельфинотерапия и т.д.);

- холдинг-терапия.

Информация о проблемах поведения, «сильных» и «слабых» сторонах интеллектуальной деятельности таких детей помогает точнее определить их особые образовательные потребности, которые представлены как:

необходимость специальной организация произвольного внимания и поведения ребенка;

развитие смыслообразования, под которым понимается достижение осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой усваиваемой им информации, формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать и в школе и, в целом, для познания окружающего мира;

формирование умения самостоятельного планирования и последовательного развертывания собственных действий и речи.

Построение коррекционных занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. В случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто отказываются работать. Работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода. Эффективность психологической помощи при аутизме может быть максимальной при ее начале до 3-х летнего возраста. Потому что, чем старше ребенок, тем труднее формировать поведенческие навыки и стереотипы без которых невозможна адаптация в обществе. Необходимо использовать наиболее сохранные функции для максимально полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

Литература:

Природа аутизма

  1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. - М.: Теревинф, 2006. - 216с.
  2. Башина В.М. Психиатрия - Аутизм в детстве. [Текст] / Научный центр психического здоровья РАМН/ Psyhiatry.ru
  3. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. / Составитель Л.М.Шипицина. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Спб., «Дидактика Плюс», 2001.- 368 с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
  5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. - М.: Просвещение ,1991. – 96 с.
  6. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения. [Текст] - М.: Просвещение, 1989.
  7. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. - М.: Полиграф сервис, 2003. – с. 232
  8. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд. 2-е - М.: Теревинф, 2008.- 224 с.
  9. РДА. Детская патопсихология. /Интернет-медицина северо-западного региона./http://children.csa.ru/au.shtml.

Пути помощи при аутизме

  1. Алвин Д, Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. Изд. 3-е. - М.: Теревинф, 2008. - 208 с.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2007. - 112 с.
  3. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. - М.: Полиграф Сервис, 2001.-156 с.
  4. Водинская М.В. Занятия художественным творчеством в процессе обучения детей школьного возраста. Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. рекоменд. - М., 1995. – 218 c.
  5. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов - дефектологов. / Под ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева.- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. - 144 с.
  6. Грендин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - 228 с.
  7. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М.: Теревинф, 2003 - 70 с.
  8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
    Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.– М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 226 с.
  9. Мамайчук И.И. Психокорркеционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

10. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 176 с.

11. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф , 2005.- 288 с.

12. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки и наглядные материалы. Изд. 3-е. - М.: Теревинф, 2007. - 112 с.

13. Патрик Сансон. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. - Изд. 2-е. - М.: Теревинф, 2008. - 206 с.

14. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н.Исаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.

15. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Изд. 2-е. - М.: Теревинф, 2007. - 136 с.

16. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Изд. 2-е. - М.: Теревинф , 2007. - 136 с.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"