Вопрос-ответ

 

Муниципальное учреждение 

"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

 «Центр помощи детям»

Вопрос-ответ

 

1. Кто определяет, в каком классе необходимо обучаться ребенку, Кто ставит диагноз «ЗПР»? врач? но ведь это не болезнь… школьный учитель? или психолог?

2. Чем отличается ребенок с задержкой психического развития от умственно отсталого ребенка? почему один направляется в коррекционный класс обычной школы, а другой — в специальную (вспомогательную) школу?

3. Так сколько же времени может тратить ребенок на выполнение домашнего задания?

4. А нужны ли перерывы во время выполнения домашнего задания, как правильно их организовать? и какие уроки лучше выполнять сначала— устные или письменные?

5. Как долго должен гулять ребенок? и как лучше организовать его досуг в выходные дни?

6. Когда мой ребенок выполняет домашнее задание, он часто отвлекается, иногда кажется, что он забыл, что он начал делать и что надо делать дальше. Если я оставляю его выполнять задание одного, то через час вижу, что он почти не продвинулся вперед.....

7. Какие особенности развития или состояния ребенка, должны меня, родителя, насторожить?

8. Что такое ПМПК и стоит ли её бояться?

  

  Кто определяет, в каком классе необходимо обучаться ребенку, Кто ставит диагноз «ЗПР»? врач? Но ведь это не болезнь… школьный учитель? или психолог?

 

Для того, чтобы поставить такой диагноз, дать рекомендацию на обучение в специальном коррекционном классе, необходимо мнение трех специалистов: психолога, врача — психиатра и педагога (логопеда или дефектолога). Проблема задержки психического развития является смежной, лежит на стыке медицины, психологии и педагогики. Поэтому только заключение за подписью трех специалистов имеет вес, поэтому и необходимо консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии(ПМПК), где его обследуют эти специалисты (а при необходимости и другие). Только учитель, или только логопед, или только психолог могут заподозрить неблагополучие и направить ребенка на консультацию. А на ПМПК комплексное обследование позволяет определить различные аспекты проблемы и тактику помощи ребенку.

 

Чем отличается ребенок с задержкой психического развития от умственно отсталого ребенка? почему один направляется в коррекционный класс обычной школы, а другой — в специальную (вспомогательную) школу?

Задержка психического развития рассматривается в отечественной педагогике как вариант нормального развития ребенка. Понимается под этим термином негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой- позволяет, как правило, при наличии этого специального подхода— возможность обучения ребенка по общей программе, усвоение им государственного стандарта школьных знаний.
Умственно отсталый ребенок усвоить «массовую» программу не может даже в специально созданных условиях— у него значительно нарушена познавательная деятельность, выражено недоразвитие словесно- логического мышления, аналитико- синтетических процессов, абстрагирования, способности мыслить по аналогии, принимать помощь. Такие дети нуждаются в специальной программе, построенной на конкретном и наглядном материале; объем знаний, которые они могут усвоить, меньше того, который предусмотрен государственным образовательным стандартом для массовых школ.

Так сколько же времени может тратить ребенок на выполнение домашнего задания?

Это время не должно превышать санитарно-гигиенические нормы, предусмотренные для учеников начальной школы. В 1 Классе, начиная со второго полугодия— не больше одного часа, во 2 классе- до полутора часов, в 3- 4 Классах— до двух часов. Если ребенок не успевает за это время справиться с заданием, подумайте о том, КаК рациональнее использовать время, посоветуйтесь с учителем, чем можно помочь ребенку. Ребенку необходим полноценный отдых перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работ.

А нужны ли перерывы во время выполнения домашнего задания, как правильно их организовать? и какие уроки лучше выполнять сначала— устные или письменные?

Перерывы совершенно необходимы- работать без отдыха ребенок может недолго, 8-15 минут, у второклассника— 10-15, письмо- 4-5 минут. После этого ему необходимо расслабление, переключение внимания, лучше всего физкультминутка, а также упражнения для кистей и пальцев рук. Через 30-40 мин имеет смысл сделать большой перерыв— можно перекусить, поиграть с собакой, покачаться на перекладине. Только не стоит смотреть телевизор или продолжать сидеть за письменным столом— ведь должны отдохнуть глаза, поработать другие группы мышц. Если вы видите, что ребенок устал раньше, дайте ему отдохнуть, потому что работа в утомленном состоянии непродуктивна— будет затрачено много времени, а результат огорчит вас. С каких предметов начинать выполнение домашнего задания, необходимо определить индивидуально. Начинать лучше с чтения, оно «включает» ребенка в работу, зрительный образ слова подготавливает его к письменной работе. Потом стоит выполнить задание по письму, потом приступить к математике, «на закуску» оставить более легкие предметы. Однако, если ребенок выражает желание сменить порядок выполнения— дайте ему свободу, пусть он сам решит, что он хочет сделать сначала. Обычно дети охотнее берутся за те предметы, которые ими легче усваиваются, они кажутся им более интересными, им легче добиться успеха в этих предметах. начав с такого предмета, ребенок легче «включится» в работу и перейдет на выполнение заданий по другим предметам.

Как долго должен гулять ребенок? и как лучше организовать его досуг в выходные дни?

Необходимо так планировать день ученика начальной школы, чтобы он мог находиться на свежем воздухе не менее 2-3 часов ежедневно. Пусть он поиграет в подвижные игры со сверстниками, походит на лыжах, попускает в лужах кораблики. Сочетание свежего воздуха, движения, положительных эмоций позволит ему зарядиться бодростью. если есть возможность выйти перед сном на спокойную прогулку, это тоже замечательно- ребенок успеет расслабиться, переключиться на спокойный ритм, он легче заснет, его сон будет глубже, даст полноценный отдых.
В выходные дни постарайтесь, чтобы ребек все время не проводил за уроками и за телевизором. В выходные, как и в будни, нежелательно смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. Уроки лучше выполнить в будни, в крайнем случае на выходные можно оставить занимательные задания, к примеру, по труду или рисованию.
Если уж есть необходимость сесть за уроки, они не должны занимать больше положенного в будни времени. А вот что обязательно должен сделать ребенок- это выспаться, вволю погулять, пообщаться с мамой и папой, поиграть в те игры, на которые в будни не хватает времени. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Тогда к началу новой рабочей недели ребенок будет готов полноценно учиться дальше.

Когда мой ребенок выполняет домашнее задание, он часто отвлекается, иногда кажется, что он забыл, что он начал делать и что надо делать дальше. если я оставляю его выполнять задание одного, то через час вижу, что он почти не продвинулся вперед. или постоянно прибегает за помощью: «а как тут делать?» или канючит: «ну посиди со мной рядом…» мне кажется, что он просто ленится— не хочет делать сам, а ждет подсказки. Ведь если я ему немного подскажу, «подтолкну» его, оказывается, что он все понимает и даже способен справиться с заданием сам. я раздражаюсь, сержусь на него, что он не хочет делать все сам. домашние уроки стали для нас «полем боя».

Раздражение и недовольство в данной ситуации совершенно неконструктивны. Постарайтесь понять проблемы своего ребенка. Нередко трудности в обучении связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций. Проявляются эти особенности, в частности, неумением ориентироваться в выполнении задания, выделить главное, существенное, правильно спланировать выполнение задания, очень часто ребенок с трудом включается в работу, с трудом переключается на выполнение следующего задания. это не лень или нежелание ребенка работать, а объективные трудности, которые он испытывает в учебной деятельности.
Хорошим подспорьем в работе для него может оказаться так называемая организационная помощь: не подсказка, а указание, на что необходимо обратить внимание, расчленение задания на более мелкие части, помощь в организации рабочего места, в переключении с одного задания на другое. Иногда стоит напомнить, какой учебник нужно достать из портфеля, помочь найти страницу, номер упражнения или задачи — все это поможет сэкономить время, затрачиваемое ребенком, и, соответственно, сэкономить его силы. однако ни в коем случае не следует торопиться — форсирование темпа деятельности может истощить ребенка. Спокойная доброжелательная помощь поможет сэкономить силы, поверить в то, что успех вполне достижим. не бойтесь того, что ребенок никогда не станет самостоятельным, если вы не будете лишать его инициативы, жестко навязывать свой способ действия. Преодолев с вашей помощью свои трудности, он научиться не бояться предстоящей работы, рационально организовывать и планировать свою деятельность.

Какие особенности развития или состояния ребенка, должны меня, родителя, насторожить?

1. ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье при родах).
2. имел много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, беспокойство, плохой сон и т.д.).
3. в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
4. поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
5. не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжать, быстро отвлекается).
6. импульсивен (сначала делает, потом думает).
7. склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.
8. неловок, у него плохо развиты движения рук, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
9. медленно двигается, говорит, ест, пассивен.
10. неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен.
11. быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.
12. плаксив, часто бывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.
13. у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие— то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным.

 

Дата последнего обновления страницы 05.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»